Габариты и вес. Видеокамеры имеют тенденцию с каждым годом уменьшаться в размерах и весе. При этом фирмы-производители стараются, чтобы миниатюризация происходила не в ущерб технологическому развитию и функциональному оснащению, поэтому определенный предел в этом направлении уже почти достигнут. Вес приблизился к 300 г., а ширина - к 4 см. Дело в том, что многие ценные возможности - такие как мощный объектив, оптический стабилизатор, расширенные возможности для ручного контроля и т.п. - с трудом вмещаются в маленькую коробочку, да и управление такой пигалицей становится неудобным и затруднительным. Не зря же профессиональная техника не спешит уменьшаться в размерах такими темпами.
Об этом говорят и другие его фотографии, например «Бутон розы». Здесь две плоскости — край стола и стена; свет мягкий, рассеянный — при таком освещении плоскости не отличаются друг от друга по фактуре. На столе стоит стакан с водой, в нем — побег розы с несколькими листьями и еще не распустившимся бутоном. Иных объектов на снимке нет. Возможно, такой кадр не потребовал длительной экспозиции; возможно, был снят мгновенно, в долю секунды. Но стакан мог здесь стоять сколь угодно долго. Какой момент следует признать «решающим»?
Йозеф Судек
Бутон розы. 1954 г.
Если освещение было естественным, солнечные лучи шли слева, через невидимое нам окно, тогда «решающий момент» можно избрать в связи с передвижением солнца, когда оно займет наивыгоднейшую для фотографирования позицию. «Решающий момент» мог определиться и в зависимости от трансформации бутона. Бутон начнет все больше распускаться, пока полностью не раскроется. На определенной стадии этого процесса и может быть выбран момент съемки. По характеру своему оба процесса — и движение солнца, и раскрытие бутона — гораздо более медлительны и плавны, нежели тот, который зафиксировал в «Скачках» Родченко. Но в «медленных», тщательно высмотренных фотографиях Судека тоже происходит встреча двух «носителей смысла» — фотографа и реальности. Однако в случае Картье-Брессона происходит встреча с несколько иной реальностью, чем в случае Судека. Здесь уместно говорить о манерах — о «линии Картье-Брессона» и о «линии Судека». В одном варианте мы имеем мир процессов стремительных, мгновенно преображающих облик вещей и явлений. Слияние знаний и опыта фотографа с этим миром тоже совершается стремительно, длится кратчайший миг, а потому нужно успеть в этот миг нажать на спуск затвора. В другом варианте перед нами — мир обстоятельный, не движимый изнутри лихорадочностью перемен; он нетороплив и, в общем, достаточно скрытен — фотографу показывает себя нехотя, после настойчивого и длительного вглядывания.

Один из снимков Судека назван так: «Садик, на который я смотрю». Здесь на втором плане — чуть искривленный ствол деревца, верхушка его срезана кромкой кадра. С трех сторон деревце окружено буйно разросшимися травами; все — и деревце, и травы — взяты нерезко; оттого перед нами — не отдельные стебли, ветви и листья, но сросшаяся плотная масса живой материи. Если в снимках с подчеркнутой динамикой смоделирован только взгляд — мгновенный, острый, замкнутый в кратчайшем временном отрезке, то данная фотография настаивает и названием, и трактовкой натуры, что здесь моделируется само действие вглядывания, когда полюбившийся объект долго стоит перед глазами.


Йозеф Судек
Садик, на который я смотрю. 1955 г.


Фронтальная композиция. Диагональная композиция кадра. Закономерности тональной и линейной перспективы. Кадрирование. Вертикальный формат. Горизонтальный формат. "Разомкнутая" композиция. Изобразительный акцент. Уравновешенная центральная композиция. Неуравновешенная композиция.
Ядерная физика. Физика атомного ядра и частиц Примеры решения задач Физика для студентов технических университетов