Габариты и вес. Видеокамеры имеют тенденцию с каждым годом уменьшаться в размерах и весе. При этом фирмы-производители стараются, чтобы миниатюризация происходила не в ущерб технологическому развитию и функциональному оснащению, поэтому определенный предел в этом направлении уже почти достигнут. Вес приблизился к 300 г., а ширина - к 4 см. Дело в том, что многие ценные возможности - такие как мощный объектив, оптический стабилизатор, расширенные возможности для ручного контроля и т.п. - с трудом вмещаются в маленькую коробочку, да и управление такой пигалицей становится неудобным и затруднительным. Не зря же профессиональная техника не спешит уменьшаться в размерах такими темпами.

У нас существуют определенные общие представления о видимом мире, которые вырабатываются общественной практикой. Например, когда фотолюбитель задумывает сделать характерный портрет мальчишки, он, естественно, следует при выборе героя сложившемуся стереотипному представлению. Если персонаж отвечает ему в значительной степени, то снимок найдет отклик у зрителей. Это понятный и привычный способ выбора модели, раньше так и говорили: самое главное — найти типаж.

Но вот лет двадцать назад тогда еще молодой фотомастер Л. Бергольцев, пришедший в фотожурналистику из фотолюбителей, показал, что успеха можно достичь, резко нарушая сложившийся канон. Он снял некрасивого по тогдашним понятиям мальчишку с лицом, покрытым веснушками, но так умело передал обаяние и жизнерадостность своего героя, что зрители разом простили недостатки его внешности, ибо они с лихвой искупались открытостью характера, добротой, которую прямо-таки излучало лицо мальчишки. Фотограф поколебал незыблемость прежнего представления, жившего в зрительском сознании, точнее, расширил его, причем сделал это столь убедительно, что вызвал целую бурю подражаний. Все бросились снимать рыжих, веснушчатых девчонок и мальчишек. Так, нарушение стереотипа в отборе материала быстро превратилось в очередной стереотип. И все-таки почему при огромном многообразии окружающего мира выбор героя, сюжета, мотива будущего произведения следует решениям, которые мы не раз и не два видели на других снимках? Далеко не всегда отбор материала по стандарту связан с желанием достичь обязательного успеха. Сначала автору надо убедить себя в содержательности необычного выбора, то есть воспитать в себе индивидуальное творческое видение, потом суметь снимком убедить в этом зрителей. Переубедить зрителей, поколебать у них прежние представления непросто, проще разговаривать с ними с помощью уже освоенных образов. И потому на снимках в который раз девушка опускается на покрытую цветами лужайку или бежит навстречу зрителю, чайка парит над волнами, а героиня позирует у раскрытого окна. Вопрос; что снимать? — актуальный. Чтобы ответить на него творчески, надо «выключить» стереотипы восприятия. Возможно, они необходимы в обыденной жизни, но для творчества не годятся. Хорошая погода приятнее, однако интересный снимок скорее получится в плохую, так же как с иголочки одетый человек уместен на страницах рекламного проспекта, но может оказаться совсем неподходящей кандидатурой для психологического портрета. Таким образом, первый шаг к успеху заключается в нетрадиционном отборе материала. Трудно перебороть искушение еще раз снять стрелков из лука или пройти, не вскинув камеру, мимо памятника, на который сели птицы. То же касается малышей, рисующих на асфальте, собачки в сумке у прохожего, туриста, прижавшего к глазам камеру, или вратаря, принимающего мяч. Может быть, и следует снять подобный сюжет, чтобы потом убедиться, что этого не следовало делать, потому что такие проявления жизни уже открыты и показаны зрителям.

Штамп в выборе сюжета плох тем, что закрывает автору возможность непредвзято посмотреть на жизнь, сужает поле его зрения. Лучше, если сам выбор героя для портрета, пейзажного мотива или жанровой ситуации содержит минимум ожидаемого, того, что хорошо знакомо по другим снимкам. Поэтому первое условие творческой фотографии — нестандартный отбор материала действительности.


Фронтальная композиция. Диагональная композиция кадра. Закономерности тональной и линейной перспективы. Кадрирование. Вертикальный формат. Горизонтальный формат. "Разомкнутая" композиция. Изобразительный акцент. Уравновешенная центральная композиция. Неуравновешенная композиция.
Ядерная физика. Физика атомного ядра и частиц Примеры решения задач Физика для студентов технических университетов