Отбор и оценка отснятого материала. Критерии оценки содержательного аспекта редакторского анализа отснятого материала: точность, художественность, документальность, достоверность. выразительные свойства изображения, которые обеспечивают соблюдение этих критериев: ажурные световые круги, смазка движущихся объектов, нерезкость изображения, дефокусировка, зернистая фактура, возможности изобразительной (картинной) плоскости, плоскостной узор, структурный план плоскости, "золотое сечение", диагонали, тон изобразительной плоскости, тон предмета.

Мы говорим «жанровая фотография» и прекрасно понимаем, о чем идет речь, хотя обозначение жанра подобным названием кажется тавтологичным. В изобразительном искусстве пользовались этим термином еще в XVII веке. Жанровая живопись характерна обращением к событиям и сценам повседневной жизни. В произведениях художников-жанристов нетрудно заметить интерес к простым, безыскусным сюжетам, к повествовательности, к психологизму в обрисовке характеров. Все эти качества, имеющие сильные традиции в истории русской живописи (вспомним хотя бы работы передвижников), оказались близки фотографии — ее языку, ее выразительным возможностям. В ранний период развития светопись, как известно, откровенно подражала живописи, в том числе и жанровой. Фотограф, подобно художнику, находил натурщиков, одевал их в соответствующие одежды, помещал в нужный ему интерьер, давал режиссерские указания по поводу поз и жестов. В итоге получалась композиция, которая весьма напоминала написанную живописцем картину (вернее, черно-белую репродукцию с нее). Напомню хорошо известные ныне работы О. Рейландера. Скажем, жанровую фотокартину «Посетители кабачка», сделанную около 1860 года. Характерность поз, внимание к деталям, распределение света и тени — все напоминает полотна «малых голландцев». Сегодня кажутся примитивными жанровые фотографии первых десятилетий существования светописи, снятые в условиях ателье. Фотографы той поры ухитрялись разыгрывать в студии все, даже сцены охоты в лесу. Приведу в пример снимок канадца В. Нотмана, сделанный в начале 1860-х годов. Он создал а ателье «лес» из бутафорских деревьев, камней и мха. Одел в охотничьи костюмы двух натурщиков, одному из них дал в руки ружье, велел вскинуть его на изготовку. Тут же, в двух шагал от охотников, фотограф расположил чучело зверька, на которого идет «охота». Когда заходит речь об ограниченных возможностях пикториалистической фотографии середины XIX века, я всегда вспоминаю эту композицию: она, на мой взгляд, как нельзя лучше показывает бесплодность пути подражания живописи. Однако здесь необходимо оговориться. В последние десятилетия меняются взгляды на сущность раннего фотоискусства. Обнаружено, например, что и в далеком прошлом существовали жанровые снимки, в которых жизнь представала в своей подлинности. Таков снимок «Приставная лестница» Фокса Тальбота, вошедший в его знаменитый альбом калотипии «Карандаш природы» (1844—1846 годы). По понятной причине в композиции нет желанной динамики, но бытовой сюжет прочитывается весьма четко: у каждого из трех участников происходящего есть своя собственная «партия», продиктованная жизненными обстоятельствами.

Любопытно отметить, что и сделанный на натуре в 1845 году снимок, показывающий Тальбота с его ассистентами за работой, также решен в духе жанровой композиции. Рассматривая этот панорамный снимок, мы получаем документальные сведения о творческой обстановке в большом, преуспевающем фотоателье первых лет существования светописи. Каждый занят своим делом; один изготавливает фоторепродукцию с живописного полотна, другой печатает снимки, пользуясь солнечным светом, третий фиксирует небольшую скульптурную группу, наконец, сам маэстро — в нем нетрудно узнать знакомое по портретам лицо Тальбота — снимает сидящего в кресле клиента.


В. НОТМАН
СЦЕНА ЛЕСНОЙ ОХОТЫ. 1860-е гг


Ф. ТАЛЬБОТ И ЕГО АССИСТЕНТЫ ЗА РАБОТОЙ. 1845 г.

В изобразительном искусстве пользовались этим термином еще в XVII веке. Жанровая живопись характерна обращением к событиям и сценам повседневной жизни Уже эти, самые ранние примеры жанровых фотоснимков позволяют обнаружить присущее им, по сравнению с живописью, своеобразие. Художник, создавая свое полотно, все его детали — от начала и до конца — сочиняет. Даже если сюжет подсказан жизнью, конкретное воплощение взволновавшей художника ситуации всегда есть вымысел Если у Родченко глубинный, социальный смысл фотопроизведения обнаруживается лишь при ассоциативном его прочтении, то в работах А. Шайхета, другого нашего выдающегося мастера репортажа, он выражается непосредственно.

Если сравнивать фотокамеру с глазом человека, обнаружится, что глаз пропускает свет через роговую оболочку и зрачок, в нем есть меняющаяся в зависимости от степени яркости радужная оболочка, хрусталик, помогающий сфокусировать изображение, и светочувствительная зона — сетчатка, принимающая изображение. Как видит глаз человека

В фотоискусстве есть разновидность творчества, у которой нет пока сложившегося, одинаково понимаемого названия. Несколько лет назад на международной выставке, проведенной в Вильнюсе, ее назвали «фантастической фотографией». Ее можно назвать также «формотворческой», «символической» или «трюковой» фотографией. Напомню дружеские шаржи Г. Петрусова на коллег-фотографов А. Родченко или Д. Дебабова, Широко используя возможности монтажа, они кропотливо подбирают кадры-фрагменты будущей композиции, которую «видят» в своем воображении.

Мы ценим фотографию за множество достоинств. За информационную точность, когда идет речь о журналистских снимках. За проникновение в духовный мир, когда оцениваем произведения фотоискусства. Иногда объяснение этому явлению ищут в том, что некоторые из репортеров были одновременно художниками, что они заимствовали эстетические принципы из живописи. Поэтому в художественной фотографии интересующая нас проблема формулируется как взаимоотношение красоты и красивости

Не раз при рассуждениях о фотографии — ее языке, жанрах — мы говорили о способности воплощения авторских намерений человеком с камерой. Совсем иной манерой обладает активно работающий сегодня Юрий Рост И наконец, третий, отчетливо прочитываемый стилистический признак. Он состоит в том, что большинство авторов стремилось найти фотографическую форму, соответствующую содержанию снимков. Сегодня нельзя представить нашу жизнь без фотографии. Трудно поверить, что еще полтора века назад ее не было, и такие важные области духовной жизни общества, как журналистика и искусство, обходились без ее участия. Конечно, кинематограф, обретая зрелость, не ограничивался фотографической фиксацией живых картинок: он стал осваивать сложные драматические сюжеты, создавать характеры, наследуя художественный опыт театра и литературы.

Литература Тулупов, В. Техника и технология СМИ. Дизайн периодических изданий: Курс лекций / В. Тулупов. - Воронеж, 2005. - 202 с. Херлберт, А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг / А. Хелберт. - М., 1984. - 107 с. Газетное оформление. Теория и практика моделирования. - М., 1981. - 91 с. Кудрявцев, А. И. Шрифт / А. И. Кудрявцев. - М., 2003. - 248 с. Ляхов, В. Н. Проблемы методики художественного конструирования книги / В. Н. Ляхов // Книга как художественный предмет. Ч. 2. - М., 1990. - С. 239-290. Оформление газет и журналов за рубежом. - М., 1978. - С. 98-146. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Дж. Феличи. - СПб., 2004. - 496 с.
Ядерная физика. Физика атомного ядра и частиц Примеры решения задач Физика для студентов технических университетов