Отдельный кадр. Фоторяд 1. Анализ и оценка отдельного кадра. 2. Анализ и оценка фоторяда. 3. Упорядоченность, соподчиненность материала. Литература Мжельская, Е. Л. Редакторская подготовка фотоизданий: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Л. Мжельская. - М.: Аспект-Пресс, 2005. Редакторская подготовка изданий: учебник / Под ред. С. Г. Антоновой. -М.: Логос, 2004. Дыко, Л. П. Основы композиции в фотографии / Л. П. Дыко. - М., 1988. Пономарева, Е. Л. Специфика редактирования фотоизданий / Е. Л. Пономарева // Издательское дело: науч.-техн. информ. сб. - М., 1995. - Вып. 1. - С. 3-11. Пономарева, Е. Л. Фотография в периодической печати. Редакторский анализ / Е. Л. Пономарева, Е. Н. Малышева // Издательское дело: науч.-техн. информ. сб. - М., 1996. - Вып. 1. - С. 12-31. Славин, А. В. Наглядный образ в структуре познания / А. В. Славин. - М.: Политиздат, 1971. Суткус, А. Фотография и издательское дело / А. Суткус // Современное фото. - 1988. - № 7. - С. 18-19.
Рольф Гобитс — голландский фотограф, который занимается съемкой мод и фоторепортажем.

Выполняя задания журналов мод, Гобитс не сооружает в студии декорации, подчеркивающие достоинства модели, а использует готовые интерьеры. Цветовую гамму и освещение, архитектуру и мебель он подбирает в зависимости от стиля одежды. Делая репортажи, он также снимает людей в привычной для них обстановке.

В фотографиях Гобитса тщательно продумана композиция, и в то же время они не кажутся нарочитыми или неестественными. Если объект расположен не в центре, он всегда безупречно уравновешен благодаря линиям, предметам и цвету. Это ощущение гармонии усиливается за счет чистоты линий, которыми он делит кадр, и густых пастельных тонов. Гобитс придирчиво отбирает для кадра только те элементы, что отлично вписываются в композицию, и это одна из важнейших особенностей его творчества. У него нет скопления посторонних деталей, ослаблявших бы впечатление от предельно простого построения работ.

Гобитс снимает в основном фотоаппаратом с квадратным кадром 5,1 см и предпочитает мягкое направленное освещение — рассеянный дневной свет или свет студийной электронной вспышки, отраженный от большого рефлектора. Такое освещение дает широкий тональный диапазон: от бликов до густых теней — и Гобитс использует этот световой контраст, чтобы подчеркнуть отдельные детали снимка. Зачастую тень служит выгодным фоном для хорошо проработанных светлых участков.

Женщина на лестнице

На этой фотографии темные и светлые участки уравновешены и разделены диагональной линией лестницы. Модель ярко освещена большой электронной вспышкой, установленной в верхнем конце лестницы. Небольшая лампа слева от точки съемки служит источником заполняющего света.

Три рыбака

Симметричное расположение трех мужчин подчеркивается естественным освещением. Лица разделены на теневые и светлые участки. Свет, падающий слева от фотоаппарата, выделил прямые линии стен и стола, они отчасти служат обрамлением группового портрета.

Сидящий мужчина

Комната, изображенная здесь, освещена двумя окнами. Одно из них расположено справа от фотоаппарата и освещает лицо мужчины сбоку. Из другого падает мягкий заполняющий свет. Он уравновешивает объект съемки, смещенный в сторону от центра кадра.

Спящая женщина

В данном случае источник света — электронная вспышка с отражателем. Лицо и руки модели отчетливо выделяются на фоне густой тени в левой нижней части снимка. Очертания склоненной фигуры
женщины перекликаются с изгибом бронзовой статуэтки. Вновь Гобитс строит свою композицию на линии. Вертикальные линии стен уравновешены горизонтальными линиями мебели и зеркала.


Объектив Фокусное расстояние. Его влияние на угол зрения и масштаб изображения 1. Объективы с постоянным ("дискретные") и переменным ("зум-объективы") фокусным расстоянием. 2. Рекомендации по выбору фокусного расстояния объектива в зависимости от крупности плана (ростовой портрет, поколенный портрет, поясной портрет, крупный план, сверхкрупный план). 3. Photoshop исправляет перспективу. Понятие о дисторсии. Положительная и отрицательная дисторсия. Литература Вартанов, А. Н. Фотография: документ и образ / А. Н. Вартанов. - М.: Планета, 1983. Мир фотографии / Сост. В. Стигнеев, А. Липков. - М.: Планета, 1989. Михалкович, В.И. Поэтика фотографии / В. И. Михалкович, В. Т. Стигнеев. - М., 1989.
Ядерная физика. Физика атомного ядра и частиц Примеры решения задач Физика для студентов технических университетов