Самостоятельная работа студентов заключается в приобретении навыков фотографирования, поиске объектов фотографирования, создании фотографий в разных жанрах, используя разные виды съемки, и обработке фотографий. Так же в течение семестра студенты должны посетить творческую студию профессионального фотографа. Экскурсия устраивается преподавателем. Кроме того, в рамках самостоятельной работы студенты разрабатывают проект фотовыставки, ее тему и идею, отбирают фотографии, готовят и проводят презентацию.
Андре Кертеш является одним из признанных мастеров фотоискусства. Более шестидесяти лет он занимается тем, что останавливает мимолетные мгновения, находя смысл и красоту в повседневной жизни обычных людей. Кертеш наделен творческой непосредственностью, врожденным талантом композиции, он зорко подмечает неожиданные, красноречивые подробности. Его фотографии обманчиво просты, поначалу в них видится легкость моментальной съемки. Однако при более внимательном взгляде обнаруживается необычайная чуткость Кертеша к изобразительной форме, его великолепное умение строить кадр. Как бы ни были сложны его работы с точки зрения композиции и количества деталей, в них не бывает ничего избыточного. Однако никакие композиционные соображения не подавляют в произведениях Кертеша реальности, и даже те изображения, которые приближаются к абстрактным (например Мартиника, 1972), всегда остаются накрепко связанными с окружающим миром. Кертеш во многом предвосхитил творческую манеру, выработанную Картье-Брессоном и теоретически обоснованную им в концепции «решающего мига». Главное различие между двумя фотографами заключается в том, что Картье-Брессон строже придерживается отстраненной, натуралистичной точки зрения и полностью сосредоточен на том мгновении, когда действие достигает наибольшей выразительности. Кертеш использует разнообразные точки зрения, иногда более, а иногда менее реалистичные, порой даже изображая объекты в усеченном виде. Его интересует скорее не миг наивысшего накала, а течение времени. И потом у Кертеша работы, пожалуй, более личные и непосредственные и менее журналистские чем у Картье-Брессона. Условности и упрощения на сборочных чертежах Пеpемещающиеся части сбоpочной единицы изобpажают в кpайних или пpомежуточных положениях

Мало кому из фотографов удалось выдержать испытание временем столь достойно, как Кертешу. Его творчество неуклонно развивалось: от прямодушных видов Парижа 20-х и 30-х годов, через серии искаженных зеркальных изображений обнаженной натуры, до более формальных угловатых композиций последних лет. Но есть общая нить, связывающая все произведения Кертеша, — умение тактично и с юмором показать жизнь такой, какой она попадается ему на глаза.

Комическая танцовщица,
Париж, 1926

В этой ранней фотографии уже сказалась тяга Кертеша к высокой точке съемки, что было характерной чертой многих работ более позднего периода. Композиция строится на шутливой параллели между вычурной позой танцовщицы, гипсовой фигурой и обрамленной фотографией на стене. Тона и очертания всех прочих предметов приглушены, так что обстановка, хотя и намечена, но не отвлекает внимания от основных, более светлых по тону изображений.

Мартиника, 1972

Фото справа имеет сильное структурное сходство с произведениями художника Мондриана. В такой строгой композиции решающую роль играет отношение одной линии к другой и к краям кадра. Подобно всем работам Кертеша. эта фотография не есть чистая абстракция благодаря силуэту человека, проступающему сквозь матовое стекло.

Возвращение корабля, 1944

Корабль, словно плывущий по воздуху, а также отражение неба и дерева в луже вносят в фотографию элемент сюрреализма. Тональные контрасты, равновесие форм, ярко выраженная перспектива, направляющая внимание зрителя.— все это придает изображению убедительность и завершенность.
Вашингтон-сквер, 1954

В этой прихотливой по рисунку фотографии нет никакой избыточности. К примеру, если закрыть фигуру человека в центре, вы увидите, насколько проиграет от этого изображение, несмотря на силу и красоту линий. За счет высокой точки съемки Кертеш сообщает великолепно сбалансированной композиции глубину и перспективу. Резкий контраст выявляет ритмичность выгнутых линий и форм.


Литература Газетное оформление. Теория и практика моделирования. - М., 1981. - 91 с. Кудрявцев, А. И. Шрифт / А. И. Кудрявцев. - М., 2003. - 248 с. Ляхов, В. Н. Проблемы методики художественного конструирования книги / В. Н. Ляхов // Книга как художественный предмет. Ч. 2. - М., 1990. - С. 239-290. Оформление газет и журналов за рубежом. - М., 1978. - С. 98-146. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Дж. Феличи. - СПб., 2004. - 496 с.
Ядерная физика. Физика атомного ядра и частиц Примеры решения задач Физика для студентов технических университетов