Готический классицизм Техника темперной и масляной живописи

Реализм в творчестве Риберы. Рибера посетив Италию изучал искусство Рафаэля, болонских академиков, Караваджо, в Парме знакомится с творчеством Корреджо. С 1661 г Рибера живет и работает в Неаполе и работает при дворе испанских вице-королей.

Готическое искусство

Термин «готика» возник применительно к архитектуре, и именно в ней проявились наиболее характерные черты этого стиля. На протяжении столетия — примерно с 1150 до 1250 гг.— архитектура оставалась преобладающим видом искусства. Этот период можно назвать эпохой великих соборов. В первое время готическая скульптура по духу жестко подчинялась архитектуре. Но после 1200 г. эта зависимость стала все более ослабевать. Наивысшие достижения в области скульптуры относятся к 1220—1420 гг. Что касается живописи, то местом ее расцвета, пришедшегося на 1300— 1350 гг., стала центральная Италия, а примерно с 1400 г. она становится ведущим жанром искусства к северу от Альп. Таким образом, рассматривая всю эпоху готики в целом, мы видим, как постепенно роль основного вида искусства перешла от архитектуры к живописи, то есть качества, присущие архитектуре, уступили место качествам, свойственным живописи. [an error occurred while processing this directive]

На эту общую схему накладывается еще одна: повсеместное распространение нового стиля во многих странах с одной стороны при наличии местных особенностей с другой. Возникнув как локальное явление в Иль-де-Франс, готическое искусство распространяется по всей Франции и захватывает всю Европу, где его называют opus modemum или francigenum (современный французский стиль). В новый стиль перестает казаться привнесенным извне, и начинают складываться его местные разновидности. По мере приближения к середине в. отмечается все возрастающая тенденция к взаимопроникновению региональных форм, и уже около 1400 г. мы наблюдаем практически повсеместное преобладание удивительно однородного стиля — интернациональной готики. Это единство, однако, оказывается недолговечным: в Италии, ведущее место в искусстве которой теперь принадлежит Флоренции, создается совершенно новый стиль, известный как Раннее Возрождение, тогда как по другую сторону Альп столь же выдающееся место занимает Фландрия, где получают развитие живопись и скульптура поздней готики. И, наконец, через столетие итальянское возрождение станет основой еще одного международного стиля. Теперь, рассмотрев вкратце основные этапы развития готического искусства, мы сможем ознакомиться с ним более подробно.

Архитектура Франция Сен-Дени и аббат Сугерий. В отличие от предшествовавших стилей мы можем указать время возрождения готики с исключительной точностью Галерея и окружающий апсиду венок капелл знакомы нам по романским «хорам паломников» Разумеется, не вызывает сомнения, что хоры в Сен-Дени спроектированы и построены более рационально, чем в любой из романских церквей Как и в случае задуманных Сугерием хоров, контрфорсы (этот «костяк» всей постройки) не видны изнутри. Собор Нотр-Дам, вид с юго-востока, Париж

Шартрский собор. Из всех наиболее известных готических соборов только в Шартрском до наших дней сохранились в первоначальном виде почти все витражи — а их насчитывалось более ста восьмидесяти Реймский собор. То же стремление к преобладанию вертикалей и обеспечению характерного освещения прослеживается и в развитии соответствующего стилю высокой готики фасада. Наиболее известен фасад Реймского собора Интернациональная готика. Французские соборы в стиле высокой готики являются результатом поистине титанических усилий их создателей; немногие из построек в мире, возведенных до или после, могут с ними сравниться. Собор в Солсбери, 1220-1270 г. Едва ли вызовет сомнение факт, что именно Англия должна была оказаться особенно восприимчивой к новому стилю Английская готика развивалась в направлении более четко выраженного вертикального начала.

В Германии готическая архитектура приживалась значительно медленнее, чем в Англии. По отношению к европейской готической архитектуре итальянская готика стоит особняком. Но почему в таком случае мы говорим о Санта- Кроче как о готической постройке? Вне всякого сомнения, стрельчатая арка не является единственным признаком готики. Западные порталы Шартрского собора. Ок. 1145—1170 г. Идеи Сугерия проложили дорогу изумительным по красоте порталам Шартрского собора, работа над которыми началась в 1145 г.

Светотень Сурбарана, особенно в ранних его вещах, "караваджистская", то есть контрастная: сопоставление глубоких темных теней с освещенными выступающими объемами. Эта манера "тенебросо" получила в Испании большое распространение. Сурбаран и Рибера подняли ее на новую художественную высоту. Сама по себе она была связана с пластикой больших обобщенных массивов: она-то и придает простым композициям Сурбарана такую важную величавость
Раннее возраждение в Италии