Работа и энергия Примеры задач по физике http://ruatom.ru/
Тибетский буддизм Культура Византии Начало Возрождения в Италии Ведущая роль архитектуры барокко в Италии

Курс лекций по истории искусства

Северное Возрождение Термин Северное Возрождение носит условный характер. Появилось на сто лет позже итальянского. Связано не с античностью, а с готикой. А с античностью мастера Северного Возрождения познакомились только благодаяря Возрождению в Италии и использовали их опыт.

Начало Возрождения в Италии связано с именами писателей Петрарки и Боккаччо, развивавшими традиции Данте в обогащении языка «дольче стиль нуово» («сладкого нового стиля») и народного — «вульгаре».

Светские настроения, наметившиеся в социальной психологии и морали, стали одной из характерных черт духовной атмосферы, в которой формировались гуманистические идеи. Рождение нового мировоззрения, ставшего идейным знамением ренессансной культуры, большинство исследователей связывают с именем Франческо Петрарки, бросившего смелый вызов схоластической науке. В творчестве Петрарки лежит начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, Петрарка противопоставляет научное знание, опирающееся на жизненный опыт, накопленный практикой человеческого бытия; счастью в «Граде Божьем» — земное человеческое счастье; духовной любви к Богу — возвышенную любовь к земной женщине.

Идеи, которые отражены в «Декамероне» Дж. Боккаччо, — это прославление земных радостей, равенство людей независимо от их происхождения. В этом произведении также отражена мысль о том, что благороден человек не по своему социальному происхождению, а тем, какие поступки он совершает.

Одной из главных идей «Декамерона» является любовь к себе. Она приводила читателя к возвышению роли собственной личности. Показательна в этом отношении канцона, которую спела одна из героинь, когда были рассказаны новеллы первого дня: «Я от красы моей в таком очарованье». Канцона говорит о безграничной любви к самому себе. Речь идет о наслаждении богатствами: телесными, душевными, духовными, своей личности. В этой канцоне отразилась эпоха, она открыла человеческое «Я» как чудо из чудес.

Развитию литературы способствовало открытие книгопечатания (1450-е гг.). Это было великое изобретение, которое позволило многократно увеличить издание книг, в отличие от переписки их в скрипториях, а также вывести из-под монополии церкви новые тиражи.

Духовенство все больше стало терять свой авторитет и позиции. Критическое отношение к Библии нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469-1536) и других мыслителей внесло революционный вклад в развитие Реформации. «Похвала глупости» Эразма активно повлияла на изменение отношения к Церкви и существующим нравам в обществе. А в произведении «Оружие христианского воина» были сформулированы христианские нравственные принципы для проведения политики современного государя, являющегося, по его словам, «слугой народа». Смене мировоззрения опутствовали кровопролитные войны. Это привело к отпадению ряда европейских стран от католицизма, то есть к появлению различных форм протестантизма. Открыто против единовластия духовенства выступил в своей книге «Государь» Макиавелли (1469—1527). Он считал, что несмотря на то, что республика является самой прогрессивной формой правления, в сложившейся политической ситуации разъединения и раздоров в Европе она неприменима. Объединить народ в единое государство сможет только сильный государь. Он должен быть при этом наделен безраздельной властью, быть «сильным как лев и хитрым как лисица», применять все возможные средства для удержания власти в своих руках, ибо великая «цель оправдывает средства». «Кнутом и пряником» он должен завоевать любовь народа, заставить уважать себя за силу и власть. В своей книге Макиавелли призывал к тому, чтобы церковь занималась только духовными вопросами, воспитанием нравственности, а государственная власть полностью должна стать светской. Такие заявления Макиавелли были настолько еретическими, смелыми и дерзкими, что ему чудом удалось избежать костра инквизиции. Но слово, отражающее потребности бурно развивающейся действительности, было сказано, и за ним последовали исторические действия.

Ганс Гольбейн младший. Глупость, спускающаяся с кафедры. Серия рисунков «Похвала глупости».

Размышления о справедливо устроенном государстве в эпоху Возрождения повлекли за собой создание целого социального направления — утопического коммунизма. Его представителями стали Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568-1639).

В своем произведении «Утопия» (в переводе — место, которого нигде нет) Мор, а затем и Кампанелла в «Городе Солнца» обосновывают тезис социальной справедливости на христианских принципах морали. Все граждане их государств должны осязательно трудиться, иметь ограниченный рабочий день, не иметь частной собственности, пользоваться совместно производимыми благами, способствовать стиранию грани между «городом и деревней», содействовать общественному воспитанию детей и максимальному проявлению индивидуальных способностей. И Мор, и Кампанелла понимали, что высокого уровня прогресса общества можно добиться при активном содействии государства в развитии наук, техники и духовности. Эпоха Возрождения давала яркий пример этому.

Идея необходимости знания законов природы во второй половине XV в. глубоко внедряется в науки, теперь уже не только гуманитарные. Многие открытия в науке, сделанные в этот период, изменили жизнь человечества, способствовали межкультурной коммуникации. Географические открытия (в их числе и открытие Америки Колумбом в 1492 г.) создали предпосылки для колонизации Африки, Азии, Нового света и развития торговли с ними. Начало же XVI в. относится ко времени расцвета эпохи великих географических открытий, результатом которых стала карта мира, какой мы ее сегодня знаем. С этого времени коренным образом изменился характер контактов народов разных континентов мира.

Естествознание стало в XV в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира был признан опыт, научный эксперимент, что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку.

Но утверждались они нелегко, порой требуя в жертву убеждения и человеческую жизнь. Так в книге Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», впервые в мире излагалось гелиоцентрическое учение — основа современных представлений о строении Солнечной системы. Николай Коперник (1473-1543) — великий польский астроном. Он избежал суда инквизиции и ее костра, только благодаря естественной смерти. Он обессмертил свое имя тем, что отказался от общепринятой, старой и господствовавшей в его время системы Клавдия Птолемея, согласно которой Земля— центр Вселенной и основа мироздания. Коперник считал, что Земля — это самая рядовая планета и вращается вокруг Солнца. Над учением он трудился около тридцати лет, снова и снова проверяя свою фантастическую идею. Он был ревностный католик, осторожный человек, именно поэтому не торопился с публикацией рукописи. Коперник получил первый экземпляр своего труда в день смерти, 24 мая 1543 г. Он посвятил книгу Папе, Святейшему повелителю, великому понтифику Павлу III, и писал, обращаясь к нему, в предисловии: «Я достаточно хорошо понимаю, Святой Отец, что, как только некоторые узнают, что в этих моих книгах, написанных о вращении мировых сфер, я придал земному шару некоторые движения, они тотчас же с криком будут поносить меня и такие мнения. Не до такой же степени мне нравятся мои произведения, чтобы не обращать внимания на суждения о них других людей. Но я знаю, что размышления человека-философа далеки от рассуждений толпы, так как он занимается изысканием истины в той мере, как это позволено Богом человеческому разуму... Меня, долго медлившего и даже проявлявшего нежелание, увлекли мои друзья. Они говорили, что чем бессмысленнее в настоящее время покажется многим мое учение о движении Земли, тем больше оно покажется удивительным и заслуживающим благодарности после издания моих сочинений, когда мрак будет развеян яснейшими доказательствами».* В это время церковь была прямо заинтересована в реформе календаря, и близкий друг Коперника епископ считал, что церковь заинтересована обладать правильно установленной последовательностью времени и теорией в науке о движениях.

На смену осторожному и мудрому Копернику пришли восторженные и пылкие пропагандисты его дела Джордано Бруно и Галилео Галилей. Отчасти благодаря им в 1582 г. была проведена календарная реформа, и поныне все мы живем по Григорианскому календарю, соответствующему расчетам Коперника.

Но только в начале 1960-х гг.в церковных кругах разгорелась дискуссия с требованием реформ. Несоответствие канонов католической церкви и реальной жизни было уже не устрашающим, а просто смешным. 14 июня 1966г. на II Ватиканском соборе Индекс запрещенных книг, в который входила и книга Коперника «Об обращении небесных сфер», был упразднен. Просуществовав более 400 лет, он сыграл свою отрицательную роль, тормозя прогресс науки и философской мысли так, как только мог.

Основные произведения раннего христианства — «Откровение Иоанна Богослова»(Апокалипсис), «Евангелия», «Послания Апостолов» и другие — появились во второй половине I в.

Мастерская портного. Мастеровые у печи. Плавка руды

Искусство средних веков изначально канонично и полностью подчинено христианской религии. Главной темой его являются события из жизни Христа, Богородицы и христианских святых. Византийская школа (православие) складывалась под влиянием восточных художественных форм. Значительное влияние на него оказало египетское искусство. Языческая культура древних греков стала считаться греховной.

 Третьим слоем культуры средневековья была культура светская, феодальная, рыцарская. Она определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре.

Фома Аквинский считает, что во всем нужно руководствоваться принципом справедливой середины. Таким образом, он оправдывает собственность, богатство, деньги, когда они являются не целью, а средством. Идеалом становится не аскетичность, а умеренность. Церковь в лице Фомы Аквинского получает защитника, научно обосновывающего правильность образа жизни ее приверженцев.

Эпоха Возрождения в целом породила многих гениев, пассионариев, как назвал бы их Л. Н. Гумилев, — людей, в которых жила невероятная энергия таланта и жизни. Среди титанов, порожденных эпохой Возрождения, человечество свято хранит имена, которые дала Италия: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Валла, Фичино, Николая Кузанского), зодчих Брунеллески и Браманте, Франция подарила истории Рабле и Монтеня, Англия — Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира. Испания — Сервантеса, Польша - Коперника. Германия — Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях всех этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Проблема предопределения — одна из центральных в христианской теологии

В росписи плафона и «Страшного Суда» на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело изображает космос человечества. На плафоне мы видим закономерно развивающуюся череду событий, пророков как вождей человечества. Микеланджело соединяет личностное и массовое, индивидуальное и всеобщее, характерное и идеальное.

Северное Возрождение славится именами нидерландских мастеров Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля (Мужицкого), а также художников из немецких земель — А. Дюрера, Г. Гольбейна младшего и Л. Кранаха старшего. На французское искусство оказали влияние итальянцы Челлини, Россо Фьорентино, Приматиччо и ученики Леонардо, поехавшие с ним в Фонтенбло по приглашению Франциска I.

Итальянское Возрождение складывалось в переходную от средних веков к новому времени эпоху и неизбежно несло на себе следы этой переходности. В гуманистической идеологии сочетались черты старого и нового, зрели светские принципы миропонимания, постепенно разрушавшие старую систему мышления. В мировоззрении итальянского Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось единое ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии.

Основоположники Северного Возрождения - братья Ван Эйки. Главная их работа Гентский алтарь.(в городе Гент, Бельгия). От Губерта Ван Эйка до нас не дошло ничего, кроме аклтаря, а от Яна "Портрет четы Ариольфини", автопортрет "Мужчина в тюрбане", портрет супруги Маргариты Ван Эйк, "Святая Варвара", "Мадонна канцлера Роллена" Это ранний период голландского Возрождения, далее поздний.
Работа и энергия Примеры задач по физике http://ruatom.ru/
Общие сведения о Византийской культуре